Мастерская Ольги Ромулус |

Метафорические карты, игры, консультации, обучение
RSS-лента

Архетип сезонности. Послание Мабона

Пятница 5 октября 2018

Добрый день!

С удовольствием представляю вам ещё одну исследовательницу архетипа сезонности, которая согласилась написать серию статей со своими идеями и взглядами на эту тему.

Юлия Гареева — телесно-ориентированный практический психолог (Московский Институт процессуальной и соматическо-интегративной терапии), ведущая Магического Театра и Архетипических путешествий (групповая и индивидуальная терапия и/или саморазвитие через образы и театральное искусство).
Больше 13 лет преподаёт и занимается телесными и психологическими практиками, которые основываются на русской этнографической традиции (центр «Ладья»). Несколько лет посещала, жила и училась у аутентичной представительницы древней мистической традиции Средней Азии – дервиш и шейха Бифатима-Апа в Казахстане.
Соединяя Традиции и Современность, исследует, путешествует, слушает сердце мира.
Сопровождает на пути к себе, помогает раскрывать новые возможности и создавать новое видение себя и мира.

Благодаря разнообразному межкультурному и терапевтическому опыту у Юли тонкое и глубокое вИдение этой темы. Читаю Юлю уже несколько месяцев и восхищаюсь, как она умеет видеть и показывать читателям скрытые процессы, происходящие внутри сезонов.

В общем, я полна энтузиазма и благодарности Юле за сотрудничество!) С удовольствием учусь у неё ещё одному взгляду на эту красивую картину. Взаимодействие женского и мужского принципов, проявление архетипических фигур, мифические сюжеты как природная мудрость народов мира — всё это и не только ждут вас в её материалах.

И первая статья  — о периоде от Мабона до Самайна (время от осеннего равноденствия до 1 ноября).

Передаю слово Юлии.

 

Основная метафора Колеса Года – это цикличное взаимодействие мужского и женского принципа –  Бога и Богини. Это танец Бога и Богини, мужского и женского начала в нас и в мире, баланс и уместность активности и пассивности. 

И может быть это звучит поэтично и отвлеченно от нашей обычной современной жизни, но, если присмотреться повнимательней, то все эти образы, метафоры, архетипы и архетипические сюжеты актуальны в жизни каждого из нас и сейчас.

Внешний мир меняется стремительно, но вот внутренний, глубинный мир души и структура сознания остаётся практически неизменной на протяжении тысячелетий. И таким образом, сюжеты и архетипы Колеса Года — это квинтэссенция тысячелетий человеческого опыта. И на этот ресурс можно опираться и сейчас и черпать оттуда понимание и силу. И понемногу править, налаживать свою собственную душевную жизнь, а вместе с этим и свои внешние обстоятельства.

Мне нравится смотреть и работать с Колесом Года с точки зрения проживания архетипов и архетипических сюжетов каждого периода в себе и в своей жизни. Ведь в каждом из них есть важная для нас сила, умение и способность.

Итак, каждый сезон несет в себе свой образ, свои смыслы, свои ресурсы и в каждом сезоне есть необходимая душевная работа, которую можно и легче совершать в согласии с природными ритмами.

Задачи и вызовы сезона от Мабона до Самайна.

Сезон Мабона, т.е. время от точки Осеннего Равноденствия до 1 ноября —  это период Старости и Мудрости.

В точке Осеннего Равноденствия Корона Власти переходит от Бога к Богине. От мужского, внешнего, активного принципа к женскому, внутреннему, пассивному, т.е. принимающему.

Следующие полгода «власть» будет находиться на стороне Богини. И это время архетипа Великой Матери.  И это время замедления, отпускания и смерти старого, время приятия и милосердия, способности выдерживать неизвестность и тайну, а также время напитывания новой силой и рождение нового «мира».

Сама осень символизирует сумерки жизненного цикла.

В нашей культуре старость принято бояться и исключать. И вместе с этим мы также отказываемся от тех даров и ресурсов, которые несёт этот период.

Самые важные дары, которые может принести проделанная душевная работа периода – это Внутренняя Свобода, видение и приятие себя и всего, таким, как оно есть, то есть ясность и милосердие.

Свобода от установок, представлений, образов. Свобода от стремления к успеху и переживаний от неуспеха. Свобода от социальных требований, от «образов себя».  Если в светлом периоде было важно проявляться, были важны формы, внешний облик и то, что мы имеем и достигли, то тёмный период и особенно осень предлагают нам освоить умение отпускать всё это и быть в согласии с самым главным в нас – с самим собой. В согласии со своим ритмом и со своим внутренним танцем.

Солнечный Бог вступает в период полного спада своей силы и своего либидо и готовится к уходу. Ему необходимо привести в порядок все свои дела и завершить то, что осталось незавершённым.

Вызов для мужчин или мужского принципа в нас – это согласиться с тем, что расцвет позади, сил больше не будет и приходится сталкиваться с результатами своей деятельности. А Богиня, женский принцип, чья сила растёт, говорит при этом «не беспокойся, отпусти себя, отпусти деятельность и активность, и я обновлю твою силу».  И приемлет Бога со всем, что в нём есть и таким, какой он есть.

И если в период Остары, т.е. весной, юный Бог в образе рыцаря ухаживал за Богиней в образе прекрасной Девы, то сейчас Богиня в образе Великой Матери принимает и помогает Богу пройти период смерти, чтобы потом возродиться.

Рабочие «мантры» этого периода:

«Я согласен\согласна прекратить, закончить, расстаться, отпустить»  

 «Я согласен\согласна завершать, поставить точку в чём­ -то»

«Всё есть, как есть»

Можно прочитать эти фразы про себя и отметить, как они отзываются. Есть ли внутреннее согласие с этим или же есть сопротивление.

Самое простое, что можно делать в этот период — это настроится на природные ритмы и вспоминать эти фразы для себя в любых ситуациях. Позволяя смыслу и состоянию проникнуть в сознание.

Архетипы Периода

Архетипы периода, то с чем современная обыденная культура предпочитает не сталкиваться. Мужское в нас – это Старик, который знает, как умирать. Женское в нас – это Старуха-Мать, которая знает, как отпускать любимых.

Ресурс внутреннего Старика/Старухи – это способность видеть суть и позволять проявляться сути.

Старик

Старику уже абсолютно всё равно, как он выглядит для окружающих. Это качество даёт возможность сбрасывать и освобождаться от наносного, от зацепок на внешнее. Уже неважно получать одобрение от окружающего мира и можно снять маски и облики, которые мы носим для взаимодействия с внешним миром. 

И задача, и способность архетипа Старика — это умение сбрасывать формы, облики, социальные маски. Умение разотождествляться со знаниями о себе, чтобы появилось свободное место для себя и для нового в себе.

Старуха

Богиня этого сезона – Великая Матрона, Великая Мать, которая приемлет всё, что было. Она покрывает полностью своим покровом дитя, какое оно есть, вместе со всем, что в нём есть.

В русской традиции прямо на точку Осеннего Равноденствия приходится День Рождение Богородицы. А в октябре праздник Покрова Богородицы. Праздник, который также несёт смысл милосердия и приятия. 

Дева Мария – как архетип Великой Матери этого сезона. Знающая, что такое отпускать и терять сына. Милосердная и принимающая всех своих детей с любящим сердцем. 

И наша внутренняя задача сезона – причаститься к этой энергии и способности – принятие себя как есть, со всем тем, что есть. И также по отношению к другим, по возможности – принятие других такими, какие они есть, со всем, что в них есть.

И если не получается принимать другого как есть, тогда просто принимать себя в этом тоже!

То есть сейчас смысл не в том, чтобы перекроить себя, а в том, чтобы ясно увидеть себя и мир вокруг. Сначала принять, собрать этот Урожай Мудрости и уже потом в следующих сезонах он будет проходить процесс трансформации и перерождения.

Не делить на плохо или хорошо. Всё есть, как есть! 

Еще архетипические сюжеты и их смыслы в мифах

Как это ни парадоксально звучит, но как раз приятие периода увядания чего-то, прохождение периода сбрасывания личин и обликов, приносит нам глубинную красоту и свежесть жизни.

Опыт перерождения, прохождения изменений, сбрасывания старой шкуры, бесстрашие встретиться со своими глубинами – это всё то, что делает нашу красоту многогранной и неувядающей.

В мифе о Психее (душа) и Эросе (сын Афродиты и бог любви) «злая» будущая свекровь Афродита – богиня любви и красоты, дает девушке Психее в самом конце самое сложное задание – спуститься вниз в подземное царство и взять у Персефоны – владычицы подземного мира, коробочку с чудесным кремом, который придает такую красоту, которой нет даже у самой Афродиты.

То есть царица подземного мира обладает такой красотой, которой нет даже у самой прекраснейшей из прекрасных — Богини Любви и Красоты!

Есть еще более древний миф о нисхождении Инанны в подземное царство. Инанна — богиня красоты, любви и плодородия сама решает пойти к своей сестре Эрешкигаль – владычице подземного мира. На своем пути туда ей приходится проходить 7 ворот, и у каждого из них она снимает с себя и оставляет там какую-то вещь – атрибут её власти в земном мире. И к трону своей сестры она подходит уже обнаженная. Умирает от взгляда Эрешкигаль, чтобы потом возродиться.

Конечно, в мифе ещё много деталей, но сам факт того, что богиня любви и плодородия зачем-то отправляется в подземный мир, чтобы умереть и возродиться, заставляет задуматься над этим образом и символом, закодированным в этом мифе.

 

Послание сезона Мабон

Попытка удержать что-то от смерти — это попытка законсервировать то, что по своей природе должно быть живым, а значит изменчивым и смертным. Не увядают только искусственные цветы.  И период, и контакт с архетипами и сюжетами Мабона приносит нам умение и способности, которые облегчают расставания со старым и отжившим в себе и в своей жизни.

 

 

В Юлиной группе «Колесо года» в Фейсбуке есть и другие интересные материалы на тему сезонности, архетипов. Ищите там и объявления о практиках, которые делает Юля. Присоединяйтесь, если почувствовали внутренний отклик и желание.

Страница Юлии Гареевой ВКонтакте

Сайт Юлии Гареевой

 

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Комментарий