Мастерская Ольги Ромулус |

Метафорические карты, игры, консультации, обучение
RSS-лента

Как понять, что я хочу? Часть 2 «Как мы дошли до жизни такой?»

Вторник 9 сентября 2014

Продолжаем размышления на тему «как понять, что я хочу».

И сегодня, как и обещала, я поговорю с вами о том, как и почему мы докатились до такой жизни — совсем перестали разбираться в своих желаниях, запутались, не можем сделать выбор, или вообще в какой-то момент жизни трагично признаём отсутствие желаний как таковых (поесть и поспать — не считается, тем более, что эти действия начинают происходить на автомате).

Но для начала — несколько зарисовок на тему «как».

1. Когда Лене  было  9 лет, у неё появился младший брат. И родители просто и прямо объявили: «Ты теперь старшая, должна заботиться о братике и помогать родителям». И Лена усердно этим занималась — помимо домашних забот она теперь нянчилась, гуляла, укладывала спать, потом — приглядывала в школе, разбиралась с его проблемами, затем — помогала поступать в институт и там тоже помогала решать проблемы, периодически подкидывала подработку и даже один раз взяла с собой на отдых за границу, естественно, оплатив путёвку…

И это было несложно — Лена на самом деле любила своего брата. К тому же, «заботиться о других» — отличный смысл жизни, который ободрялся всеми вокруг. Конечно, помимо брата, у Лены было ещё огромная куча людей, о которых надо было позаботиться — родные, друзья, коллеги. Она  иногда лучше их самих знала (или ей так казалось?), что, когда и кому хочется и старательно удовлетворяла их желания и потребности. Далеко не ко всем тепло и нежно относилась, но миссия «заботиться о других» накладывает некоторые обязательства….

И продолжалось так много лет, пока брат не вырос и не стал более-менее самостоятельным, друзей, коллег и родных, в силу определенных обстоятельств, стало меньше. И вот Лена решила — «может пришло время понять, а чего хочу я?» Села она на диван и решила — «вот сейчас придумаю, как хочу жить и чем заниматься и сразу же начну». Да только не придумывается ничего. Не может она ответить себе на простой вопрос «что я хочу?».

Пробовала вязать — не пошло. Пробовала рисовать — не загорается. Но Лена не оставляет попыток нащупать новый образ жизни, который, наконец-то, будет состоять из её собственных «хочу».

2. У Наташи в раннем возрасте обнаружились проблемы со здоровьем. Не очень страшно-серьёзные, но всё же накладывающие некоторые ограничения. Конечно, были врачи, больницы, таблетки… Мама изо всех сил старалась вылечить Наташу, чтобы она «начала нормально жить, как все дети». Вот только через несколько лет лечений стало понятно, что жизнь идёт, а что такое «нормально жить» Наташа и не знает — ей было хорошо известно, чего делать нельзя по состоянию здоровья (ну, вернее, так говорили врачи и мама), а исследовать, что хочется и можно — совершенно некогда. Да и уставшая от бесконечных проблем мама уже не имела сил водить Наташу по кружкам и занятиям или заниматься с ней дома: «что поделать, забота о здоровье на первом месте».

Сейчас Наташа взрослая, она хорошо понимает свои жизненные ограничения. Но не очень представляет свои жизненные возможности и интересы. И ей бесконечно сложно отвечать на вопрос «что ты хочешь?».

 

3. Марина была любимицей в семье — ей покупалось всё и в избытке (конечно, всё, что могли «достать» обычные родители в условиях Советского Союза). Казалось, она ни в чём не знала отказа. «Для нашей дочери — всё самое лучшее!» Лучшая одежда («брюки? что за ерунда, приличная девочка должна иметь красивые платья»), лучшие игрушки («вот тебе новая кукла Барби, зачем тебе конструктор?»). Первой из друзей купили большой велосипед, правда, после того, как она с него упала, родители продали его на следующий же день — берегли доченьку. Устроили в лучшую школу, потом, по знакомству, в лучший институт, потом на приличную работу и даже подыскали подходящего мужа. Понятное дело, родители всегда знали, что именно для Марины будет самым лучшим. Теперь это знает её муж и точно так же старается обеспечить свою любимую «самым лучшим». И всё бы ничего — работа, квартира, муж, дети, поездки и путешествия… Вот только иногда Марину гложет чувство «как-то странно я живу, мне ничего не интересно».

 

4. Вика была единственным ребёнком простых деревенских родителей, мечтавших гордиться своей дочерью (ну и хвастаться перед соседями).  За это надо бороться, тяжело пахать, стремиться к достижениям и не отвлекаться на всякую ерунду. И Вика старательно следовала родительскому завету — уехала в город, без отдыха и продыха училась (для красного диплома) на престижном факультете, рано устроилась на «нужную» работу, совмещая с учёбой, потом «удачно» вышла замуж и быстро родила, теперь уже совмещая воспитание маленького с защитой диссертации.

Она всё время ужасно уставала, хотела всё бросить или хотя бы взять отпуск от всех этих «должна»… Как-то недавно она вспомнила, что когда-то в детстве мечтала быть художником. Уже тогда ей сказали «ага, художником — кому ты будешь нужна, как денег на жизнь заработаешь?». Скандал тогда дома большой был.

Правда как-то раз она даже чуть не купила билеты в Индию, чтобы поехать в ашрам и найти свой собственный путь, но у папы от этой вести случился инсульт, ну и, понятное дело, какой уж тут ашрам. Не должна она такой ерундой заниматься.

Сейчас она ходит в СПА по расписанию  и раз в год ездит на хороший курорт за границу — «должна отдыхать». Что такое «должна» — она выучила безупречно. Но что такое «хочу» — для неё большая загадка.

Зато родители на седьмом небе от счастья — Вика — гордость всей деревни.

 

5. Тане с детства было «всё интересно». «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали…» — всё это как раз про неё сочинили. Она с поразительной скоростью меняла свои увлечения. Но искренне. За год она поменяла пять! объединений. Родители посмотрели на это «безобразное непостоянство нецелеустремленной личности» и сказали «Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок». Таня один выбрать не смогла. Тогда родители сказали «будешь ходить в музыкальную школу». Кажется, Таня её так и не закончила. А заодно так и не научилась понимать, что из увлечений сиюминутно, преходяще, навеяно модой, а что — действительно её страсть.

Сейчас у Тани подрастает дочь. И она пообещала себе, что позволит дочери ходить в любые кружки и менять их по своему усмотрению. Может и она сама найдёт себе новое увлечение?

 

Эти обычные истории реальных людей — из моего близкого и не близкого окружения. Очень показательные.

Получается, что основная причина, почему мы перестаём разбираться в своих желаниях — отсутствие такого опыта в детстве. Родители не подсказали, не научили нас понимать, что:

1. Собственные желания есть у каждого человека. Даже ребёнка. Даже если этот ребёнок с радостью выполняет родительские поручения. Это надо учитывать. И вообще — это нормально, иметь собственные желания. Это право любого человека.

2. Некоторые желания приходят к нам из телевизора, рекламы, от друзей и на самом деле не являются нашими, но, чтобы с этим разобраться, тоже нужно время. Особенно в детстве. И иногда — помощь других людей.

3. Наши желания иногда могут идти вразрез с желаниями других людей. И мы имеем право их отстаивать. По крайней мере, находить компромисс.

4. Наши желания могут показаться кому-то (в том числе самым близким людям) бестолковыми, непонятными и т.д. И всё равно они имеют право быть.

5. Желания не могут быть безграничными. Вопрос в том, кто их ограничивает — близкие или мы сами. На самом деле, даже если дать нам неограниченные возможности, мы все будем хотеть разного. Например, мне не придёт в голову сейчас иметь 48 автомобилей. А 48 новых платьев — очень даже)))

6. «Быть как все» — по сути бессмысленное желание. У каждой из нас есть свои ограничения (в теле или в голове). Но это не должно помешать нам иметь собственную жизнь со своими желаниями.

7. Если долгое время не прислушиваться к собственным желаниям и не удовлетворять их, то жизнь становится однообразной, бессмысленной, потом появляются разные интересные болезни, а потом пропадает желание жить…

 

Да, не научили нас родители. И что теперь делать?

Сначала — сказать родителям спасибо. За то, что научили самому главному — иногда в жизни появляются вопросы и проблемы, на которые ты можешь найти ответ и справиться с ними. (Если ты сейчас читаешь эту статью, значит ищешь ответы на свои вопросы))))

А потом, как говориться — никогда не поздно устроить себе хорошее детство.

Начинай учиться обращаться со своими желаниями прямо сейчас.

1. Заведи себе красивый блокнот «Мои желания» и записывай туда всё, что придёт в голову — без ограничений и критики. Пока без разбирательства на «действительно моё» или «музыкой навеяло».

2. Потом — пробуй реализовывать свои желания. Тут уж я не знаю, какими ты форматами пользуешься (просишь других, добиваешься сама, применяешь магию и колдовство))).

3. Важно! Отслеживай, что ты чувствуешь, когда твоё желание исполняется? Гордость собой, радость — «я могу», «жизнь прекрасна»? Всё это про твои желания, их исполнение даст тебе силу и вдохновение желать дальше и воплощать свои желания. Усталость, разочарование от потраченного времени — видимо не твоё желание, в следующий раз будешь аккуратнее. Грусть от несбывшегося желания? — значит оно действительно важно для тебя. Может стоить напрячься?)

 

Вот такая статья сегодня.

Если ты пропустила первую часть, загляни сюда, мы размышляли, какие вообще проблемы с желаниями бывают.

В следующий раз поговорим о том, как принимать решения и выбирать то, что нам действительно нужно из всего разнообразия желаний и вариантов.

 

Пиши комментарии — делись своей историей про желания!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 комментария »

жанар:

Я узнала себя в Лене…..очень долго чувствовала и до сих пор чувствую себя ответственной за младшую сестру и братишку.

9 сентября 2014 | 17:58
Ольга:

Я — чисто Наташа.

19 сентября 2014 | 22:25
Оставить комментарий

Комментарий